Московскому метро исполнилось 86 лет. Да-с, уже не 15, но пока еще не 100. А значит, знаменитые на весь мир залы подземного дворца, уникальные павильоны, метромосты и тоннели слишком юны, чтобы считаться историческими памятниками. Но это официально. А не официально: здесь куда ни глянь — сплошная история… И сплошные истории! Например, знаете ли вы, почему именно 15 мая считается Днем рождения Московского метро?
Скоростные дороги внеуличного типа
Кажется, «15» имеет особое значение для столичной подземки. Судите сами. Решение о строительстве метро в Москве приняли после доклада Лазаря Кагановича на Пленуме ЦК ВКП(б) 15 июня 1931 года. Это была далеко не спонтанная идея (и НЕ Кагановича). Впервые ее озвучили 15 мая 1902 года.
Именно в этот день инженеры Петр Иванович Балинский и Евгений Карлович Кнорре подали московскому генерал-губернатору докладную с предложением усовершенствовать транспорт. По их мнению, даже ценой нарушения сложившейся архитектурной среды в исторически значимых местах, отчуждения землевладений и потери множества капитальных строений, в городе просто необходимо было проложить сразу две новые транспортные ж/д сети. Первая — наземная, для электрических трамваев. Вторая — подземно-наземная, то есть метро или, как его называли сами авторы проекта, «городские дороги большой скорости внеуличного типа». Докладная и проект произвели изрядное впечатление… Только не спешите с выводами, вовсе не данный факт сделал дату «15.05» отмечаемой.
Хотя Петр Иванович подробно расписал «экономику», предоставив на выбор два варианта реализации, городские власти сильно усомнились в разумности затеи и обратились к экспертам. Коллеги проектировщиков сочли их проект слишком дерзким и утопичным, археологи кощунственным, а Церковь греховным. В итоге инженерам не то чтобы надавали по рукам… Балинскому даже заплатили 210 тыс. казенных рублей («за огромный труд, прекрасно составленный проект и за понесенные по этому делу расходы»). Но профессиональная гордость была задета… Согласно объявленной в 1903 году официальной версии, строительство метро отложили до окончания сооружения окружной дороги и путей для электрических трамваев. А получилось, что до трех революций — политической, технической и урбанистической.
И вот… В потрясенной, перевернутой и обновленной всеми этими революциями Москве уже другая власть и другие инженеры реализуют проект метро — проект, в основе которого идеи Балинского и Кнорре. В 1935-м вводят в эксплуатацию первую очередь: начинается пассажирское движение поездов на линиях «Сокольники»/ «Парк культуры и отдыха им. М. Горького» и «Охотный ряд»/ «Смоленская». Спустя ровно 33 года, день в день, 15 мая, представляете?!
Московское метро сегодня
А сегодня, и каждый день по 15 веткам столичной подземки (278 станций!) мчат-несутся 12 тысяч поездов. Общая протяженность путей — более 450 км. По интенсивности движения, надежности и объемам перевозок Московский метрополитен занимает… нет, не 15-е, а ПЕРВОЕ место в Мире. Столичную подземку постоянно совершенствуют. Речь не только о новых поездах с кондиционером, бесплатном Wi-Fi и современной навигации. При строительстве или реконструкции принимают меры для снижения шума, созданию комфортного микроклимата в вестибюлях, защите станций от воды, огня, дыма. И конечно, для этого используют новейшие технологии и материалы.
PS…
Честно говоря, у GIPGAP.ru не было в планах этой статьи. Все же дата в этом году не круглая… На публикацию нас вдохновили коллеги из компании ROCKWOOL. Они прислали поздравление по случаю 15.05 и рассказ о своих материалах, делающих московское метро еще более безопасным. О том, на каких станциях, что именно, почему и как было использовано читайте ЗДЕСЬ