Чтобы развивать карьеру инженера, важно знать, какой опыт в данный момент востребован, нащупать «точки роста», так сказать. В этом плане примечательно мнение Владислава Ефимова, генерального директора столичной компании «Стандарт проект» (Москва). Его рассуждения о кадровых проблемах, с которыми сталкиваются проектные организации, опубликовано в осеннем выпуске журнала «ROCKWOOL ЭКСПЕРТ». Привожу выдержки с некоторыми комментариями.
Профиль «фирмы»
Для начала, чтобы было понятно, насколько адресна информация, поясню, чем именно занимается «Стандарт проект». Помимо комплексного проектирования объектов различного назначения, компания оказывает услуги авторского надзора, строительного контроля, проводит инженерно-технические расчеты и расчеты строительных конструкций. Получается, охват специализаций полный. Тем интереснее мнение «гендира» о кадрах. Итак, вот что говорит Владислав Иванович о…
О работниках старшего поколения
«Специалисты старше 50 лет имеют приличный и качественный опыт работы, широкий профессиональный и образовательный кругозор, но при этом в большинстве своем отстают от темпов стремительно развивающихся технологий и сталкиваются с трудностями при их освоении. Например, при переходе от традиционного «Автокада» к BIM-моделированию.» (Building Information Model – информационная модель здания).
О работниках от 30 лет
«У части сотрудников… довольно узкая специализация, при этом зачастую они не готовы развиваться технически. Некоторые…, заявляя, что обладают знаниями компьютерных программ, на практике достаточных знаний и опыта для эффективной работы НЕ имеют и работают с чертежами, к примеру, в «Автокаде» самыми примитивными способами. Это сказывается на скорости решения вопросов и исполнении поставленных задач. А ведь даже знание начертательной геометрии, которую изучают студенты технических специальностей еще на первом курсе вуза, могло бы ускорить процесс моделирования в 2-3 раза.»
О молодых специалистах
«У нас немалый опыт работы с недавними выпускниками технических институтов. Признаюсь, опыт этот не самый положительный. Конечно, молодые специалисты очень легко обучаются, это безусловный плюс. Знания, которые они получили, привычка к учебе еще свежи в памяти, и им легко эти знания сразу применить. Но зачастую, проработав год-два, начинающие инженеры явно завышают самооценку. Приобретя первый опыт и навыки, начинают преждевременно задумываться о дальнейшем карьерном росте. Некоторый в итоге просто увольняются, ничему толком не научившись.»
О повышении квалификации
«Я сам, как руководитель, стараюсь отслеживать все самые последние веяния в проектировании и строительстве… За последние коды мы неоднократно отправляли всех наших специалистов на курсы повышения квалификации по самым разным направлениям.» (Группы сотрудников «Стандарт проект» периодически посещают предприятия и учебные центры компаний-производителей инженерного оборудования и стрительных материалов.) «Во время экскурсии по цехам и во время тренингов в корпоративном университете мы детально ознакомились с конструкциями, машинами и технологиями, задействованными на производстве, получили много полезной информации, которую сейчас используем…»
О перспективных технологиях
«Сейчас мы внедряем проектные технологии, позволяющие строить BIM-модели – трехмерные модели зданий с привязкой различной информации:
- расчетной схемы, рабочей документации;
- ведомости объемов работ;
- или даже готовой сметы.
На основе такой модели может строиться календарный график производства строительных работ, вестись бухгалтерский учет и т.д. Несмотря на трудности с переходом на новую систему, я считаю, что в перспективе она ускорит работу всей компании, исключив при проектировании многие ошибки, поэтому мы снова учимся.»
Резюмируем сказанное
Не знаю, как вам, а мне кажется, что Владислав Иванович Ефимов дает ответы на вопросы типа: «Нужна ли магистратура для карьеры инженера?» и «Есть ли работа для инженера после 50?». Ответ-то один: важны не «бумажки» и не возраст, важны реальные знания, навыки, опыт, готовность обучаться новому… Бесконечно обучаться новому.
Очень интересно, особенно о начинающих инженерах. Возможно, с первого дня работы стоит им говорить, что путь до главного инженера, как безупречный водительский стаж, лежит через отсутствие аварий как минимум за десятилетие.
И хорошо бы показать это интервью HR-менеджерам, которые смотрят в первую очередь на дипломы.