Заболели? Вызывайте врача и будьте готовы к тому, что доктор задаст вопрос: «Вам какой больничный — бумажный или электронный?». Ведь с 01.07.2017 во исполнение Федерального закона от 01.05.2017 № 86-ФЗ вводятся электронные листки временной нетрудоспособности. (Закон «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 59 и 78 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в российской федерации«».)
Как теперь оформляют «бюллетень»
Согласно нововведениям, «листок нетрудоспособности выдается в форме документа на бумажном носителе ИЛИ (с письменного согласия пациента) формируется в виде электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией». Другими словами, у заболевших работников появился выбор, о котором надо сообщить медикам письменно.
Правда, выбор появился не у всех нас, а только у тех, чьи работодатели открыли личные кабинеты в электронной системе ФСС (на http://cabinets.fss.ru/). А делать это организации НЕ обязаны, во всяком случае пока. Остальные будут носиться с «бумажками», как раньше.
Плюсы электронных больничных
Перед тем как ввести в норму электронные листки временной нетрудоспособности, идею отработали в порядке эксперимента в ряде регионов. В 2015 – 2016 годах электронные больничные выдавали в Астраханской, Белгородской, Самарской, Тамбовской областях, в Крыму, Татарстане и Хабаровском крае. В эксперименте приняли участие 150 организаций, электронные «бюллетени» получили около 500 тыс. человек. Оказалось, что подобная практика действительно удобна.
- Электронные формы проще заполнять (корректировать при заполнении).
- Не будет придирок ФСС к цвету чернил и тому подобной ерунде.
- Проще контролировать подлинность.
- Невозможно потерять, порвать, залить кофе…
- «Бюллетеневшему» не требуется собственноручно сдавать больничный в бухгалтерию.
- Бухгалтеру не требуется бесконечно напоминать сотрудникам, что нужно сдавать больничные вовремя, иначе денег не начислят.
На самом деле, открыть личный кабинет в электронной системе ФСС работодателю (он же страхователь) выгодно: он получает ряд полезных сервисов.
Возможности личного электронного кабинета страхователя
- Получение данных нового электронного листка нетрудоспособности (ЭЛН), закрытого в медицинской организации.
- Просмотр электронных листков нетрудоспособности, вывод на печать.
- Ввод сведений страхователя в существующие ЭЛН, в том числе с количеством периодов нетрудоспособности более трех.
- Экспорт данных ЭЛН в xml-файл с возможностью последующей загрузки этого файла в ПО страхователя для создания и подписания реестров для отправки в ФСС.
- Поиск и просмотр поданных в ФСС реестров листков нетрудоспособности.
- Поиск и просмотр пособий, выплаченных ФСС в рамках прямых выплат. (Поиск осуществляется по ФИО, СНИЛС и статусу пособия).
- Просмотр журнала обмена данными между страхователем и ФСС, с возможностью сохранения запросов и полученных ответов в xml-файл.
- Просмотр и выгрузка в xml-файл (для дальнейшей обработки в ПО страхователя) списка ошибок при проверке реестра и пособий.
- Формирование обращений в ФСС (в части прямых выплат), с возможностью поиска по номеру, теме, статусу и дате поданного запроса.
- Просмотр извещений, сформированных сотрудником ФСС при работе с реестром и пособиями.
- Подача заявки на запись на прием в региональное отделение ФСС (по вопросу консультаций в части прямых выплат).
Кстати, у застрахованного (работника) тоже должен быть открыт личный кабинет в электронной системе ФСС, где он сможет отслеживать правильность оформления документов и начисления сумм. И это тоже плюс нововведения.