Пресс-служба Минстроя РФ опубликовала тезисы лекции Михаила Меня магистрантам МАРХИ на тему «Развитие храмостроения в России. Образ православного храма: от истории к современности». Пройти мимо такого никак нельзя!
Материал большой, интересный, чтобы удобнее было читать и воспринимать, делю полотно на главы. Все, что ниже — тезисы Министра.
«Зримые символы веры»
Кардинальная смена пути политического и социально-экономического развития России в 1990-е годы коренным образом изменила отношение к религии и, как следствие, к зримым символам веры — православным и католическим храмам, исламским мечетям, иудейским синагогам и буддистским дацáнам. Сохранившиеся в своем первоначальном облике или нуждающиеся в реставрации и воссоздании, они являют многогранную картину истории и культуры нашего Отечества.
От Византии до «Строгановское барокко»
(VIII – XVII века)
История православного храмостроения в нашей стране охватывает тысячелетний период: от изначальных образов византийских храмов VIII – IX веков к крестóво-купольному храму, затем — к ступенчато-повышающейся системе арок, псковским и новгородским храмам. Разнообразные черты архитектуры эпохи XV – XVI веков воплотились в московских храмах: Успенском и Архангельском соборах Московского Кремля, храм-памятник — церковь Вознесения в Коломенском воплотил идею единого целого, устремленного к Небу.
XVII век принес новые óбразные решения храмов Москвы и Ярославля, обладавших сложной объемно-пространственной композицией, обнесенных галереями и акцентированных крыльцом. «Нарышкинское барокко» и «Строгановское барокко» являют яркие примеры русского церковного зодчества. Особое место в отечественном храмостроении занимает деревянное зодчество.
Влияние западной культуры (XVIII век)
XVIII век привнес в русское храмостроение формы западной культуры, воплотив их в образах петербургских храмов, например, собор апостолов Петра и Павла (Петропавловский собор), архитектор Доменико Трезини, годы строительства 1712 – 1733.
В этих постройках запечатлен процесс сближения объемно-пространственных схем храмов различных конфессий, при этом сохраняются сложившиеся в Русской православной церкви подходы к организации литургии. Особенностью храмов Петербурга XVIII века стало создание приделов в середине средней части храма. Храм делился на две части зимой и становился единым летом. В XIX веке, в связи с усовершенствованием системы отопления, необходимость деления отпала.
От классицизма до неоклассики
(XIX – ХХ века)
XIX век отмечен влиянием классицизма на общую линию развития храмостроения. Затем многостилье второй половины XIX века определило интерес к русско-византийской архитектуре, к барочному XVII веку (храм «Спаса на Крови», архитектор А.А. Пáрланд, годы постройки 1883 – 1907). Неорусский и неовизантийский стиль, неоклассика сформировали образы храма начала ХХ века.
Таковы стилевые черты творчества таких архитекторов как:
- К.А. Тон, Храм Христа Спасителя в Москве, годы строительства 1839 – 1883;
- Н.В. Султанов, церковь Петра и Павла в Петергофе, год постройки 1904;
- А.В. Щусев, храм Марфо-Мариинской обители, год постройки 1912;
- В.А. Покровский, Федоровский собор в Царском Селе, годы постройки 1910 – 1915.
Прошедшие 25 лет истории Новой России обозначили новый этап храмостроения спустя семьдесят лет разрыва отечественной архитектурно-художественной традиции.
Поиски новой стилистики (ХХ – XXI века)
Последнее десятилетие ХХ века и начавшийся XXI век определили достаточно разнообразную гамму стилевых, вернее, стилистических поисков в православном храмостроении. Стоявшее изначально условие связи традиций как продолжение воспроизведения сложившихся в дореволюционный (до 1917 года) период в Российской Империи образов сегодня все чаще вызывает дискуссии по вопросам соотношения традиций и новаторства.
Все отчетливее выявляются проблемы, связанные с проектированием и строительством православных храмов. Их можно представить в виде двух основных: 1) каким должен быть храм XXI века; 2) каково соотношение архитектурных и инженерных составляющих, необходимое для современного храма и характерное для светских зданий и сооружений, именуемых в архитектурной типологии общественными?
Таким образом, как свидетельствует история, развитие форм архитектуры, инженерное обеспечение жизнедеятельности и литургическая составляющая жизни храма пребывают в своего рода движении к созданию нового образа, бережно хранящего черты традиции.
О пользе конкурсной практики в деле храмостроения
Современные попытки создания образа православного храма идут по пути не только бережного сохранения исторических образов, зримой связи традиций и новых решений, но и кардинальной смены приемов формообразования. Показателен в этом процессе путь конкурсных поисков.
Так, конкурс «Современный образ православного храма» 2014 года ставил задачи выявления характера «собственно православного храма» и предложения именно «современного образа».
Показателен и конкурс на проект Православного культурного центра в Париже. Проект победителя конкурса М. Н.-Яновского не был принят к реализации. Был осуществлен другой замысел по проекту французского архитектора Ж.-М. Вильмотта — Свято-Троицкий собор Корсунской епархии и Православный культурный центр на набережной Бранли в Париже.
Современные возможности архитектурно-конструктивного решения храма
Проектирование и строительство православных храмов в современных условиях осуществляется параллельно с созданием различных типов общественных зданий. Поэтому, естественно, возникают вопросы: каковы современные возможности архитектурно-конструктивного решения храма? Каков диапазон применения новых строительных и отделочных материалов, так изменивших облик гражданских зданий и сооружений? И, конечно же, как решаются вопросы энергоснабжения, климатизации, водообеспечения, освещения и акустики в процессе проектирования и строительства храма.
Пример реализации Москвой программы «200 храмов» показывает, что и в условиях сложившегося строительно-технологического комплекса решение архитектурных и инженерных задач требует особого внимания.
О московской программе «200 храмов»
Всего по программе строительства православных храмов в Москве (которая реализуется в нашей столице с 2011 года) уже построено и действует 32 храма — на десять больше, чем в конце 2015 года. Еще в восьми храмах завершены строительно-монтажные работы, а 40 храмов находятся в более ранней стадии строительства.
При запуске Программы предполагалось, что большинство храмов будут строиться по типовым проектам, однако жизнь внесла свои коррективы. Из 80 построенных и строящихся храмов — 49 возведены или возводятся по индивидуальным проектам. Это соответствует многовековой практике храмостроительства в первопрестольном граде. Очевидно, что переход к индивидуальному проектированию требует не только учета всех требований архитектурного контекста и функциональных требований, но и инженерных решений, их обеспечивающих.
Так, изначально установленные характеристики храмов также были изменены. О чем говорится в докладе Святейшего Патриарха Кирилла: «Коррективы пришлось также внести в отношении планируемой вместимости церквей. Освящая один из храмов, я стал свидетелем того, как большая часть пришедших помолиться людей была вынуждена остаться на улице за неимением места в храме. Те, кто в храм все же попали, находились в такой тесноте, которая не способствует сосредоточенной молитве. Оказалось, что храм был спроектирован с вместимостью в 200 человек. После этого случая я благословил проектировать новые храмы не менее чем на 500 человек».
Выводы
Задачи, стоящие сегодня перед архитекторами в области храмостроения, требуют глубокого знания истории, проведения новых научных исследований, применения новаций, обеспечивающих энергоэффективное функционирование зданий. Вероятно, использование альтернативных источников энергии, поиска новых возможностей выражения образных средств в архитектуре храма XXI века.
(В лекции использованы материалы кафедры
«Храмовое зодчество» МАРХИ)