Георгий Есаулов
Георгий Васильевич Есаулов, проректор по научной работе Московского архитектурного института (государственной академии), академик РААСН и заместитель председателя оргкомитета Международной научно-практической конференции в МАРХИ

В МАРХИ проходят традиционные Дни науки. В программе различные мероприятия — научно-практическая конференция «Наука, образование и экспериментальное проектирование 2018», выставки, круглые столы. О значении такой интересной формы взаимодействия студентов, профессуры, ученых и практиков, а также об уровне академической науки в МАРХИ, о перспективных градостроительных подходах рассказал в своем интервью Георгий Васильевич Есаулов, проректор по научной работе Московского архитектурного института (гос. академии), академик РААСН и заместитель председателя оргкомитета Международной научно-практической конференции в МАРХИ. Ниже публикую выдержки.

О теме научной конференции 2018 года

Тема конференции («Наука, образование и экспериментальное проектирование 2018» — прим. Listok), как мне представляется, — это обобщение усилий нескольких лет обсуждения различных аспектов проектной деятельности, эксплуатации тех или иных объектов.
Сегодня становится очевидным известное давно в архитектуре и в градостроительстве представление о том, что важен не отдельный объект сам по себе, а совокупность объектов в реальном мире, в природном окружении, которая и создает среду жизнедеятельности человека. И поэтому в этом году мы попытались обозначить эту интегральную целеустановку на формирование именно среды жизнедеятельности как результат усилий очень многих специалистов самых разных направлений, в том числе архитекторов, градостроителей, инженеров, строителей, дизайнеров.

О выставках, предваряющих Дни науки в МАРХИ

Выставки, которые подготовлены к конференции, с одной стороны, развивают тематику пленарного заседания, а с другой, посвящены отчетной составляющей наших Дней науки. Например, выставка «Публикации педагогов и студентов – 2017»: мы впервые решили показать в форме реально представленных монографий, учебных пособий, научных статей, обзоров статей, то что опубликовано нашим академическим сообществом, включающим и известных ученых, и начинающих исследователей, в виде экспонатов в витринах.
Выставки раскрывают и проблематику, напрямую определенную темой пленарного заседания. В Белом зале размещена выставка ряда лучших работ студентов бакалавриата на тему «Реновация московских кварталов». Там есть некоторые примеры и по другим городам, но в основном все же интерес студентов и педагогов был сосредоточен на проблемах обновления московской застройки. Можно выделить среди представленных проектов три направления участия педагогов и студентов в разрешении этой проблемы:

  • первое — студентам была предложена та или иная концепция педагога;
  • второй вариант — студент разрабатывает свою концепцию, а консультантом выступает педагог;
  • и третий — это сотворчество педагога и студента, когда мы видим, как проблема обновления районов пятиэтажной застройки решается (и в  основном это характерно для предложений студентов МАРХИ) не тотальным сносом всей застройки, а сочетанием новой застройки с сохраняемой пятиэтажной, естественно, реконструируемой, обновляемой, что, с одной стороны, способствует поддержанию уже сложившегося человеческого масштаба среды районов Москвы, а с другой — вносит интересные идеи по освоению ландшафта, по его насыщению.

Наиболее ярко просматриваемая тенденция — это насыщение ландшафтными композициями, природными линиями, зелеными и водными поясами внутри квартальной застройки. Думаю, что это вызовет большой интерес — параллельно идущая работа, осуществляемая профессионалами по реновации московских территорий жилых районов и разработка идей студентами МАРХИ, которые тоже высказались убедительно, оригинально на эту же тему.

Еще две небольшие выставки — московская тематика, но в экоаспекте — «Экобудущее Москвы». Это клаузуры, выполненные студентами бакалавриата под руководством проф. Благовидовой Натальи Георгиевны. Несколько подходов, дающих возможность вернуть природу в город, а также избавить город от жесткости и агрессивности, которой обладают районы, лишенные естественного природного озеленения, цветочных композиций. Как это встроить в город, как создать гармонию природы и городской застройки? Может, это будет ландшафт на крышах многоэтажных зданий, может, это выразится в благоустройстве улиц и набережных Москвы.

Есть еще одна выставка, которая традиционна для Московской архитектурной школы. Это некая ретроспектива проектов, в основном дипломных, выполненных студентами МАРХИ 30-х, 40-х – 60-х, 90-х годов. Мы видим, как меняется отношение архитектора от единичного объекта (великолепно встроенного в окружающую среду) до решения многофункционального комплекса в реальной среде жизнедеятельности человека. Эта выставка подготовлена сотрудниками музея Московской архитектурной школы.

Об «архитектурной среде» и «среде жизнедеятельности»

Нет теоретически четкого и однозначно воспринимаемого сегодня определения, что такое «архитектурная среда». Когда мы обращаемся к понятию «среда жизнедеятельности», мы в большей степени подчеркиваем важность архитектуры для каждого человека, для всего живого на нашей планете. Потому что среда жизнедеятельности — это не только здания, сооружения, это и состояние окружающей среды в зависимости от того, насколько оно комфортно и безопасно для человека, для его пребывания. Это в том числе очень важный для горожанина контакт с природой; разрабатываются возможности сохранить ее в городе, возродить реки и ручьи, помочь птицам и домашним животным.
В работах наших студентов, представленных на выставках, есть проекты по восстановлению московских рек, русел, ручьев, их встройке в среду, которую нельзя назвать только архитектурной. Это сочетание природы и архитектуры. Можно ли их разделить? В каких-то аналитических целях, проектных это возможно, чтобы лучше понимать задачи, которые решаются при проектировании, градостроительном прогнозировании. Но в жизни мало кто из нас отделяет среду архитектурную в целом от среды, в которой мы пребываем. Войдя в здание, выйдя из него, войдя в сквер, вряд ли мы отмечаем для себя разделение этих сред. Именно интегральное понимание в целом того, что окружает человека, сегодня выходит на первый план. И с этим принципиально связана концепция устойчивого развития — сохранение чистой воды, ясного неба, возможность видеть природу, чувствовать ее…
Существуют исследования, показывающие, что офисные сотрудники, имеющие возможность видеть в окно природу, имеют производительность более высокую, чем те, кто видит лишь здания и сооружения. Сами принципы устойчивого развития диктуют необходимость поиска гармоничного встраивания архитектурных форм в природную среду, в сложившуюся историческую застройку.

Об особенностях Дней науки 2018

Существенная особенность нашей конференции этого года также в том, что большое участие принимает корпус исследователей — магистрантов. Количество магистрантов в МАРХИ сегодня около 400. Они создают новое, предпроектное или проектное знание. Они учатся увидеть проблему, поставить задачи, понять, что необходимо сделать. Архитектурное и градостроительное проектирование сейчас все больше и больше становятся наукоемкими областями. Без научного осмысления решить задачи обеспечения будущего среды, ее успешного функционирования, невозможно. Мы должны думать о прогнозировании, моделировании, о сценариях развития. Если в бакалавриате студенту дается задание на проектирование, то в магистратуре студент сам разрабатывает задание на проектирование и экспериментально ищет способы его осуществления — таков путь подготовки магистерской диссертации. В магистратуре сегодня рождается будущее среды жизнедеятельности.

О критериях отбора участников конференции

Если мы говорим о самой конференции, то основным критерием является научная новизна. Естественно, что первые шаги по участию в конференции студенты делают, будучи еще на уровне бакалавриата. Статус участников нынешней конференции разнообразен, в их числе много студентов II и V курсов бакалавриата. Перед ними стоят разные рубежи: первые будут выбирать кафедру, на которой начнется профилизация, а вторые или будут идти в магистратуру, или завершат на уровне бакалавриата свое высшее образование. А что касается магистратуры, то сюда пришли люди, ставящие перед собой цель научно-проектного поиска; и это объясняется уже самим порогом поступления — поступающие выполняют проектную клаузуру и пишут эссе на предложенную тему. Это обязательный фильтр, предполагающий демонстрацию навыков изложения своей проектной мысли, и своей идеи письменно в форме текста. Это первая стадия вхождения в науку — она определяется уже на уровне экзамена.
Но, кончено же, даже проявив себя оригинально или достойно на экзамене, не так просто получить новое знание, которое и является одной из задач магистратуры — научить архитектора, градостроителя, дизайнера работать с массивом информации, выявлять проблемы, которые существуют в отрасли, находить пути их решения. Поэтому количество участников (конференции — ред. Listok) для нас не самоцель. Отбор идет постоянно, он проходит несколько этапов, и когда доходит до  авершающего — публикация в сборнике «Труды МАРХИ», — количество участников сокращается в 5-7 раз от числа представивших тезисы для публикации.
Количество участников конференции в данном случае определяется и возможностью опубликовать свои разработки. Считаю, что может быть несколько путей для этого: это сборники трудов магистрантов, которые также могут обобщать результаты работ по отдельным направлениям, и я не исключаю, что это ход для будущих наших шагов.

Сегодня мы разрабатываем идею выявления наиболее актуальных задач в архитектуре, и в градостроительстве дизайне и инженерном их сопровождении; это могут быть и типологические, и общетеоретические, и реальные проектные, вызванные сложившейся той или иной ситуацией. Эти проблемы кафедры, научные школы МАРХИ выявляют сейчас в виде узловых. Над их разрешением будут работать коллективы магистрантов разных кафедр. Возможно, что по этой обобщенной проблематике и нужно, и можно будет издавать сборники трудов, которые будут включать и теоретические обоснования, заявляемые сегодня и представленные в виде тезисов, и проектно-экспериментальные решения. Таким образом, мы будем создавать некий сценарий решения проблем, разработки, которые, я уверен, будут востребованы и практикой, и станут этапом в развитии архитектуры на уровне участия академической науки в решении задач практики.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Оставьте комментарий