Наткнулась на серию публикаций «Строительного эксперта» по материалам лекций курса «Авторские практики» кафедры «Комплексная профессиональная подготовка» МАрхИ. Кладезь информации от гуру российской архитектуры. Здесь и профессиональный, и жизненный опыт — личное мнение, значимость которого сложно переоценить, потому что личности такие. Вот, к примеру, высказывание архитектора Михаила Хазанова об участии в конкурсах. (Для лучшего восприятия позволю себе разбить оригинальный текст на главы и даже, уж простите, переставлю их местами. Но никакой отсебятины!)
Ведем со счетом 50:50
Впервые свою первую премию на открытом конкурсе я получил в детском университете для школьников при ЦДА за проект-макет детской игровой площадки. С тех пор каким-то невероятным образом участвовал в открытых или закрытых (заказных) конкурсах со счетом 50:50 — или выпадала сразу первая премия, или вообще ничего. Появилась суеверная убежденность: конкурс — не столько испытание своих возможностей, сколько шанс проверить, по-прежнему ли благосклонна к тебе и твоим друзьям-коллегам такая изменчивая судьба.
Судьба была часто хорошо расположена: случалось выигрывать крупные международные конкурсы с сотнями и десятками участников из разных стран и континентов при жестком судействе международного жюри, членами которого были самые признанные представители архитектурного мира.
Конечно, конкурсы нередко кончаются полным провалом: пересмотром результатов, вытеснением победителя из проекта или его отстранением от реализации. Несмотря на это, в архитектурном мире к конкурсам относятся крайне серьезно.
Самые свежие идеи, самые остроумные архитектурные решения, неожиданные профессиональные выходы из сложных, иногда невозможных градостроительных обстоятельств, как правило, воплощались в конкурсных проектах.
Битва за ММДЦ «Москва-Сити»
В 2002 году мы узнали, что объявлен открытый Международный конкурс «Правительственный квартал в ММДЦ “Москва-Сити”». Участвовать решили за две недели до его завершения.
Проект с А. Наговицыным придумали за три дня, а работали над ним полторы недели. В первом открытом туре конкурса участвовало 59 команд, из них только 12 российских.
Так как уже началось повальное увлечение высшего начальства импортными брендами и иноземными архитекторами, решили немного поиграть с трендом и лукаво прикинулись иностранцами: сделали все надписи-пояснения не на двух языках, а только на английском, фирменно упаковали планшеты. Сдавали их организатору не сами, а отправили водителя… Проектное решение было предельно просто и внятно адаптировано для лучшего понимания международным жюри и будущим генподрядчиком строительства.
Помогли эти военные хитрости или сыграло на руку то обстоятельство, что, вопреки настоятельным рекомендациям из конкурсной программы, мы догадались поставить 250-метровый небоскреб не сбоку, а прямо по оси моста «Багратион», но наш псевдоиностранный проект комплекса Мосгордумы и правительства Москвы прошел во второй тур конкурса.
В следующем, закрытом туре, когда на финише осталось всего 5 проектов из 59, с небольшим перевесом нам досталась первая премия и право на дальнейшее проектирование.
Реализация проекта-победителя
В результате этот проект в «Сити» реализовывался очень долго, постоянно изменяясь, без малого почти 10 лет. Все разделы проекта были досконально разработаны. По нему уже началось мощное строительство: был выкопан и укреплен огромный котлован глубиной в 6 подземных этажей, отлита мощная фундаментная плита. Но при смене московской власти было заявлено: «Сити» — градостроительная ошибка, и Мосгордума и правительство Москвы никуда из центра столицы переезжать не собираются.
Площадку с недостроем город внезапно продал в частные руки, а наш проект сразу стал неактуален.
Конечно, конкурсы — это в известной степени лотерея, но участие в них всегда проверка своих возможностей и хорошая тренировка: если не сумеешь выиграть, то по крайней мере сможешь высказаться.
Правда. Громко и от самого сердца
Настоящий архитектурный конкурс никогда не имел ничего общего с существующей профанацией в виде конкурсов портфолио, тендеров, редукционов, в которых творческая конкуренция архитектурных решений часто полностью заменена конкуренцией денег, административных ресурсов, инвестиционных возможностей и связей.
Много раз казалось, что мы вот-вот должны снова войти в какое-то цивилизованное русло. Общество и страна должны наконец повернуться лицом к архитектуре, оценить и признать высокую значимость архитектурно- градостроительной проектной деятельности, вывести архитекторов из-под 60-летнего глобального подчинения нашему не слишком продвинутому стройкомплексу и чиновникам, лоббирующим его интересы…
За прошедшие 10 – 15 лет строительного бума отечественная архитектурная практика сумела хоть как-то влиться в общемировой профессиональный мейнстрим, но без свободного и честного соревнования идей она может снова оказаться на обочине современной архитектуры.
Публикации «Строительного эксперта» по материалам лекций
курса «Авторские практики» вы найдете по этой ссылке:
https://ardexpert.ru/special/apractika
А здесь другие «архитектурные» истории из жизни Михаила Хазанова (в том числе про участие в конкурсах, и «битву за Большой театр») от первого лица:
http://yarcenter.ru/articles/culture/urban/arkhitektory-bolshogo-goroda-mikhail-khazanov-60356/