СitizenM Rotterdam
Бутик-отель СitizenM Rotterdam. (Фото: Анна Смолякова)

Элитарные мини-гостиницы, впечатляющие креативом эксклюзивных интерьеров, остаются модным трендом на протяжении последних лет тридцати. Даже в экономически депрессивные периоды существует запрос на дизайн-проекты бутик-отелей. Как подойти к решению нетривиальной задачи? Своими наблюдениями и размышлениями на эту тему с нами делится дизайнер Анна Смолякова, преподаватель проектирования интерьеров в Международной Школе Дизайна (IDS).

Анна Смолякова
Анна Смолякова, практикующий дизайнер, преподаватель проектирования интерьеров в Международной Школе Дизайна (IDS)

СitizenM Rotterdam

Путешествуя по Голландии, я посетила, по рекомендации гида, современный бутик-отель СitizenM Rotterdam в центральном районе Роттердама Ауде Хавен (Старый порт). Небольшая гостиница оказалась невероятно интересной, с точки зрения применения так называемых «культовых» предметов в интерьере. И мне захотелось подробнее рассмотреть, каким образом эти харизматичные вещицы с историей, от известных дизайнеров, создают единый концепт и наполняют пространство смыслом.

Форма, цвет, эпатаж

При входе нас встречает пара выразительно изогнутых ярко-синих кресел Amoebe Highback самого известного датского дизайнера второй половины XX века Вернера Пантона. Своих «амёб» Вернер Пантон спроектировал в 1970 году как часть инсталляции к выставке Visiona. (Visiona — общее название четырех выставок, проходивших в Кельне с 1968 по 1972 год; их устраивала компания Bayer, гигант химической промышленности, на прогулочном кораблике «Лорелея».)

Amoebe Highback
Эти эффектные кресла Amoebe Highback… Согласитесь, вопреки названию, в них нет никакой аморфности. Наоборот, форма провокационно выразительна, в ней словно заложена энергия пружины. Дизайнер Вернер Пантон (Verner Panton), Дания. (Фото: Анна Смолякова)

В холле СitizenM кресла Amoebe Highback выполняют роль зрительного центра, а их форма эмоционально и графически связана с пластикой великолепной винтовой лестницы, ведущей на второй этаж, где расположены основные общественные зоны: ресепшен, лобби и бар. Кстати, необычное решение разместить администратора наверху, продиктовано особенностями архитектуры здания.

Часы Atomic Clock сейчас компания Vitra продает под названием Ball Clock. Дизайнер Джорж Нельсон (George Nelson), США

Красный, синий и зеленый акценты прослеживаются во многих деталях интерьера. Они связывают несколько ключевых зон второго этажа, наполняя спокойный интерьер радостными нотами. Эти лаконичные цвета создают очень свежий и запоминающийся образ, поскольку выражены в шедеврах мэтров дизайна. Так красные шары часов Atomic Clock на черном (необычный циферблат украшает черный стеллаж) — это и классическое идеальное сочетание, и «разговор» с дизайнерским креслом Heart Cone Chair на втором уровне отеля.
Кстати, знаете историю Atomic Clock? Их дизайн появился на дружеской встрече дизайнеров и архитекторов Джорджа Нельсона, Бакминстера Фуллера, Исаму Ногучи и Ирвинга Харпера. На одном листе бумаги они рисовали эскизы настенных часов, передавая его по кругу. Деревянные шары на металлических стержнях, как шарики, используемые для моделей атомов, — забавная аллегория. Нельсон запустил их в производство и затем разработал целую серию разнообразных дизайнерских часов-акцентов для интерьера.

Еще одно знаменитое творение датского гения Вернера Пантона — кресло Heart Cone Chair — представлено в бутик-отеле СitizenM Rotterdam в классическом красном и оранжевом цветах. Созданное в 1959 году, оно настолько приковывало взгляды к витрине магазина на Пятой Авеню, где было экспонировано, что создавало трудности уличного движения и даже аварии! В гостиничном холле эпатажная форма и горячие оттенки кресел-сердец поддерживают декор стеллажа, полного предметов, каждый из которых достоин внимания.

Heart Cone Chair
Кресло Heart Cone Chair — «икона» модернизма середины ХХ века. Дизайнер Вернер Пантон (Verner Panton), Дания. (Фото: Анна Смолякова)

Свобода, естественность, позитив

Тема природы, экологии сейчас особенно востребована в разных аспектах: натуральные продукты и материалы, здоровый образ жизни и сохранение ресурсов, альтернативные источники энергии и переработка… В дизайне природные формы и текстуры играют особую роль. Они наполняют пространство теплом, приятно успокаивают. На фоне минимализма, в границах жестких прямоугольников зданий, плавные линии и позитивный посыл всего, что связано с жизнью, вызывает только положительные эмоции.

Eames House Bird
Фигурку, известную как Eames House Bird, превратили в арт-объект Чарльз и Рэй Имз (Charles & Ray Eames), США

Черная тонконогая птичка Eames House Bird почти сливается с фоном стеллажа, но за счет мягкого отражения света выявляет точную пластику и притягивает внимание. Она выполнена из дерева и очень приятна на ощупь. Тактильность и теплота натурального материала высоко оценена в этом интерьере, здесь вообще много дерева — деревянный пол, мебель… Совершенно естественно было поддержать природную тему еще и таким образом.
Что за «птица» эта птица? Прежде чем стать «культовым» предметом дизайна она служила манком для охоты на птиц в Иллинойсе (США). Но счастливый случай привел в дом к ее хозяевам чету архитекторов-дизайнеров Чарльз и Рэй Имз (Charles & Ray Eames). Чарльз оценил лаконичный стиль фигурки и выкупил ее, а позднее сделал арт-объектом своих интерьерных фотосъемок.

Природа присутствует в интерьере СitizenM Rotterdam как аллегорически, так и буквально. Второй этаж бутик-отеля визуально соединяется с первым за счет прозрачной части стеклянной перегородки. Работает взаимопроникновение пространства и цвета: зеленая крона просматривается сквозь воздушные ограждения, как бы соединяясь с деревьями за окном, на улице. Зеленые стулья Organic Chair пластически и тематически поддерживают целостность интерьерной идеи. Зона бара отделана натуральной древесиной.

Organic Chair
Универсальный стул Organic Chair (вверху слева) из гнутой клееной фанеры создали дизайнеры Чарльз Имз и Ээро Сааринен (Charles Eames & Eero Saarinen) отнюдь не в 1960-х и даже не в 1950-х, как можно подумать, а в 1940 году. Изделие было отмечено победой в конкурсе «Organic Design Competition». (Фото: Анна Смолякова)

Идеи на все времена

От бутик-отеля гости ждут авторского подхода к дизайну и дополнительных эстетических впечатлений. Дать эти впечатления можно лишь, построив яркий, многогранный художественный образ. А «культовые» предметы в общественных интерьерах — это своего рода инструмент дизайнера для осуществления связи пространства и пребывающего в нем человека. Это объекты, существующие как бы вне времени. Они помогают соединять события, идеи и вещи, чтобы поведать историю и воодушевить каждого по-своему. Взрослого — цветом, ребенка – игровой формой, дизайнера… Дизайнера — счастьем встречи «старых друзей», предметов, легко узнаваемых в любом антураже.

DCW и LCW
Стулья DCW и LCW впервые были выпущены в 1945 году. Дизайнеры Чарльз Имз и Ээро Сааринен (Charles Eames & Eero Saarinen)

Вот рядом с баром брутальная группа: знаменитые стулья DCW и LCW и американский кожаный диван. Каркас стульев из гнутой ламинированной древесины, сиденье и спинка из формованной фанеры обеспечивают анатомический комфорт без традиционной мягкой обивки. Появившись более полвека назад, DCW явно опередили свое время. В модели LCW добавилась эффектная кожа пони, материал в данном случае (кстати, здесь на полу коврики из коровьих шкур) гармонично объединяет диван и стулья.
Узнаваемые «культовые» вещицы, как вишенка на торте, завершают восприятие объекта и вызывают всеобщее восхищение!

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Ольга, спасибо за отзыв!
    Я рассказываю о культовых предметах в формате учебных лекций для студентов. С удовольствием сделаю подобное занятие для широкой публики! Вы можете мне прислать свой email в личном сообщении с помощью сервиса на gipgap.ru, и я включу Вас в рассылку мероприятий Международной Школы Дизайна, чтобы Вы получали актуальную информацию о наших мероприятиях. Или заходите на сайт IDS

Оставьте комментарий