Москомархитектура опубликовала интервью с Семеном Москаликом, ведущим архитектором АБ «Остоженка». (Да, того самого архитектурного бюро, чья деятельность началась с проекта реконструкции микрорайона №17 в Москве — знаменитой «Золотой мили»). Поводом к публикации стало событие: команда «Остоженки» вышла в финал конкурса на разработку концепций для пяти экспериментальных площадок реновации жилищного фонда столицы. Некоторые моменты интервью мне показались сто′ящими того, чтобы вынести их на обсуждение в нашем Инженерном клубе строителей ГИП & ГАП. Итак, Семен Москалик говорит…
О сохранении особенностей района при реновации
Перед началом проектирования мы обратились к истории места. (В рамках конкурса АБ «Остоженка» занимается разработкой концепции Кв. 32-33, 34-35 района Проспект Вернадского (ЗАО); площадь участка — 126,4 га; 58 домов под реновацию — прим. Listok.)
Например, на гербе района есть две основные составляющие: холм и деревья. И действительно, раньше на территории проспекта Вернадского располагались сосновые леса. Большая ценность района — растущие во дворах деревья (среди них много ценных пород), и которые уже давно переросли пятиэтажки. Было бы правильно грамотно использовать эту особенность.
К сожалению, сейчас территория имеет очень разрозненную по своему визуальному облику среду, и наша задача состоит в том, чтобы принести порядок в сложившуюся хаотичную застройку.
О волновом переселении
В условиях сложившейся застройки волновое переселение — единственно возможный способ реконструкции. Здесь важно обратить внимание на гибкость схемы сноса и переселения и возможности ее реагирования на постоянно меняющуюся городскую ситуацию — как экономическую, так и социальную. Проектное предложение должно быть адаптивным к новым обстоятельствам. Например, на случай, если один из домов выйдет из программы реновации.
Кроме того, планировка территории должна позволять вести стройку, доставляя минимальный дискомфорт для живущих рядом людей, и не влиять на качество и стоимость их жилья.
О проектировании объектов социальной инфраструктуры
Конечно, в процессе проектирования невозможно не рассматривать социальную инфраструктуру. Сейчас требования нормативов по объектам социальной инфраструктуры устарели и не адаптированы к реальности. Школы и детские сады имеют излишнюю территорию, половина которой крайне неэффективно используется. И получается, что учреждения тратят средства на то, чтобы поддерживать в порядке пустыри вместо того, чтобы вложить их в улучшение образовательного процесса. Поэтому в конкурсном предложении мы представим решения по оптимизации территории школ и детских садов, вовлечении их участков в рекреационную инфраструктуру жилого района.
О пешеходах, автомобилях и парковках
Политика в отношении автомобилей давно является частью градостроительной повестки абсолютно любого мегаполиса. Высокий уровень автомобилизации негативно влияет и на городскую среду, и на городскую экономику. Приоритет должен отдаваться пешеходу, общественному транспорту, а также все более набирающим популярность каршеринговым сервисам. Тем не менее, город должен предоставить возможность выбора и учитывать все интересы. В проекте мы предусматриваем парковочные места с ориентиром на то, что уровень автомобилизации в Москве будет снижен.
О небоскребах и малоэтажках
Часто у девелоперов существует искренняя убежденность в том, что невозможно добиться высокой плотности без многоэтажных домов. В действительности при меньшей этажности можно набрать плотность даже выше. Мы считаем, что намного эффективнее использовать преимущественно среднеэтажную застройку — до 7 этажей — и делать локальные повышения там, где это пространственно и композиционно обосновано. Таким образом, у фронта улицы появляется выразительный силуэт.